В Правительстве РФ ведутся дискуссии по установке на российские машины «черных ящиков» — специальных устройств, которые записывают и отправляют информацию о перемещении и состоянии транспортных средств.
Месяц назад по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича была создана специальная рабочая группа, в которую вошли ведомства РФ и некоммерческие организации. В ходе работы участники группы должны будут разработать программу изменений нормативно-правового регулирования для будущего внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). Одним из важных направлений в организации ИТС является проработка идеи по установки оборудования, которое будет следить за состоянием систем в автомобиле.
«Черные ящики» будут призваны получать, обрабатывать и передавать информацию о состоянии и местоположении транспортного средства. Определенные пакеты информации будут использоваться в зависимости от потребностей: передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля, стиле езды водителя, необходимости ремонта машины и другие.
Инфраструктура ИТС сделает возможным организовывать все процессы управления трафиком, предусмотренные возможностями «Интеллектуальных транспортных систем». Сюда входят «умные» системы видеонаблюдения, системы «Умная парковка» и «Умный общественный транспорт».
Работа межведомственной группы находится только на этапе рассмотрения идеи, поэтому сведений о бюджете пока не сообщаются.
На данном этапе ее представители предлагают несколько решений: от организации тестирования инфраструктуры и по результатам решить вопрос о целесообразности ее разработки на территории России до подготовки двух проектов: совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы, соединение ИТС с другими информационно-навигационными системами.
Установка в автомобили «черных ящиков» на данный момент является очень актуальной темой, поскольку грузовой, пассажирский и легковой транспорт сейчас оснащают тахографами, терминалами «Глонасс» и «Платонами». Обязательным условием для эксплуатации автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза, с 2020 года станет установка терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Эта система подразумевает собой организацию помощи при ДТП. Поэтому можно говорить, что идея «черного ящика» будет находить свое дальнейшее развитие и в скором времени реализуется. Но этот процесс идет несогласованным путем, так как, например, владельцу грузовика теперь придется устанавливать несколько разных устройств мониторинга. Поэтому сейчас в обсуждении развития транспортной телематики на первый план выходит вопрос о рациональном сборе, хранении и использовании данных от машин.
С одной стороны «черные ящики» будут помогать при расследовании ДТП, избавляя от споров автомобилистов с сотрудниками полиции, оперативно выясняя причину пришествия и его виновников, способствовать быстрому прибытию на место аварии экстренных служб, а также передавать информацию о состоянии машины. Но с другой стороны, автовладельцам придется выложить из своих карманов немалую сумму денег для приобретения этих устройств. Более того на просторах интернета ведутся бурные обсуждения, где больше половины автовладельцев возмущены тем фактом, что с помощью «черных ящиков» госорганы будут следить за перемещением машин. По их мнению это нарушает все права и свободы гражданина. Из этой ситуации мы видим, что установка «черных ящиков» не должна стать всеобщей обязанностью. Здесь необходимо не давить, а стимулировать к приобретению самописцев, например в виде скидок на ОСАГО.
Эксперты считают, что оснащение «черными ящиками» российские автомобили затянется на несколько лет, поскольку эти устройства имеют высокую стоимость. Если включить в комплектацию отечественных авто такого девайса, то цена машин значительно возрастет, тем самым может вызвать падение их спроса среди населения. А это во время экономического кризиса, когда на автомобильном рынке наблюдается сокращение продаж. В конечном итоге данная ситуация может вызвать сильный «удар» по отечественному автопрому. Потребителю будет выгодней купить иномарку с «черным ящиком», чем отечественное авто по такой же цене. Ведь кому захочется приобретать наш автомобиль с самописцем по цене иномарки премиум класса?! Поэтому точка зрения экспертов сводится к тому, что оснащать российские автомобили «черными ящиками» нерационально. Вместо «черных ящиков» на все отечественные автомобили будет устанавливаться система ЭРА-ГЛОНАСС, являющиеся аналогами самописцев за рубежом. Об этой системе мы более подробно поговорим в следующей статье.
Вопрос о внедрении «черных ящиков» пока остается открытым.