Коррупция при получении водительских удостоверений – явление интернациональное. В Болгарии вынуждены пойти на экстренные меры для борьбы со злоупотреблениями при сдаче экзаменов по вождению. На помощь придут GPS-технологии.
Проблему озвучил старый диссидент Николай Колев-Босия, сидевший в тюрьмах еще в советские времена. Поскольку серьезных забот у болгар уже не осталось, а заниматься ему по-прежнему чем-то нужно, в июне он объявил голодовку с требованиями навести порядок в системе выдачи водительских удостоверений, отправить в отставку министра транспорта и, заодно, распустить парламент.
40 дней голода
Голодовка не прошла даром. Через 40 с небольшим дней диссидента госпитализировали, а директор Исполнительного агентства автомобильного управления Дамян Войновский озвучил идею специально созданной в связи с голодовкой парламентской комиссии: для определения маршрутов при сдаче экзаменов будет использоваться оборудование на основе GPS-трекеров, а сам маршрут будет выбираться случайно, вне зависимости от желания инструктора.
Идея сколь проста, столь и эффективна. Многие инструкторы, принимающие экзамены по вождению, не могут устоять перед соблазном получить взятку в 500-600 левов (20-25 тыс. рублей). В итоге, они либо дают экзаменуемому сложный маршрут, или, наоборот, очень легкий. Зависит от наличия/отсутствия коррупционных договоренностей.
Система позволит исключить влияние «человеческого фактора» и, заодно, с помощью GPS поможет проконтролировать выполнение водителем маневров. Для честного ученика такая технология только на руку. Кроме того, изменят, сделав более четкими, критерии оценки для инструкторов.
Несгибаемый диссидент
Тем временем диссидент продолжает упорствовать, утверждая, что люди, обвиняемые в коррупции, продолжают работать в Исполнительном агентстве автомобильного управления.
Местный омбудсмен Майя Манолова уже пообещала, что попросит премьер-министра страны Бойко Борисова отстранить обвиняемых от должностей до проведения объективного расследования.
В свою очередь, глава агентства Дамян Войновский пригласил омбудсмена лично посетить агентство и посмотреть, как оно работает.
Справка с сайта агентства:
«Исполнительное агентство автомобильного управления было создано в 2002 году с Законом о дорожном транспорте. Агентство является юридическим лицом с бюджетной поддержкой Министерства транспорта, информационных технологий и связи…<>
Основные задачи Агентства, вытекающие из Закона о дорожном транспорте и Закона о дорожном движении, связаны с контролем и регулированием общественного транспорта пассажиров и грузов, автомобильной перевозкой опасных грузов, техническим состоянием транспортных средств, утверждением транспортных средств, приобретением водительские права, квалификация водителя, психологический отбор и многие другие виды деятельности, определенные национальным или европейским законодательством».