Беспилотный КамАЗ на трассе: лучший способ дисциплинировать водителей?

КамАЗ без водителя, летящий по трассе — пока фантастика, причем для большинства водителей довольно пугающая. Чем это грозит в будущем (помимо массовых сокращений) остается только догадываться. Между тем, грузовые «беспилотники» на дорогах — дело ближайшего будущего.

Наш, российский

Беспилотные технологии на основе спутникового позиционирования испытывают не только Google и зарубежные автогиганты. GPS, ГЛОНАСС и прочие системы спутникового позиционирования широко используются в разработке беспилотных автомобилей.

Собственную версию разработали и специалисты компаний «Газпромнефть-Снабжение» и «Газпромнефть-Оренбург». Роботизированный КамАЗ уже может двигаться по заранее проложенному маршруту, выполнять погрузочно-разгрузочные работы и, если это необходимо, способен перейти в режим дистанционного управления. В планахразработчика — подготовить грузовик для работы на зимних дорогах.

Насколько это безопасно?

Потенциальную опасность беспилотный автомобиль представляет, разве что, для рынка труда. Подробностей о российской беспилотной системе пока немного, однако испытания, проводимые на дорогах общего пользования Google (Alphabet) и другими компаниями, показывают — при наличии соответствующей технической инфраструктуры и программного обеспечения беспилотные автомобили справляются с задачами гораздо лучше живых водителей, а в немногочисленных ДТП с участием беспилотников обычно виновны отнюдь не роботы. Возможно, наличие на дорогах грузовиков с «искусственным интеллектом» будет стимулировать водителей строго соблюдать правила дорожного движения.

Элементы «беспилотного» управления уже поставляет наша компания — многие GPS/Глонасс контроллеры поддерживают, как минимум, запуск дигателя или возможность его заглушить дистанционно.

Законодательство и планы

По некоторым данным, Минтранс РФ уже готовит поправки в законы, которые обеспечат беспилотным автомобилям доступ на дороги общего пользования. Ожидается, что к 2035 году все федеральные дороги будут оснащены необходимой для работы беспилотников инфраструктурой, а первыми трассами «нового поколения» станут М7 «Волга» и А 181 «Скандинавия».

Предстоит решить вопрос и с обеспечением кибербезопасности. «Взломанный» злоумышленниками КамАЗ может оказаться похуже некомпетентного или нетрезвого водителя.